Гостевая книга
Обратная связь

Они всегда с нами:
 О нас  Учительская  Ученикам  Наши работы  Новости
Поцелуйко Татьяна Анатольевна, психолог гимназии 1

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая, экологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений в личном развитии и поведении растущих людей. Проблема агрессивности затрагивает общество в целом, беспокоит и педагогов, родителей.

Необходимо определить реальные психологические причины агрессивности растущих детей, раскрытие условий,механизмов, средств её предотвращения и коррекции.

До сих пор не было чёткого определения агрессии. Сейчас оно существует. В основном под агресиии понимается вредоносное поведение. В этом понятии объединяются различные но форме и результатам виды поведения - от таких как : злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств.

Тип Агрессии Примеры
физическая- активная- прямая Нанесение другому человеку ударов, избиение или ранение при помощи оружия.
физическая- активная- непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с целью избиения и др.
физическая- пассивная- прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация ).
физическая- пассивная- непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
вербальная- активная- прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека.
вербальная- активная- непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
вербальная- пассивная- прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и др.
вербальная- пассивная- непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (напр. отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
  1. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах " задиристость ","дразливость", "озлобленность","жестокость".
  2. К агрессивности близко подходит состояние враждебности.
    Враждебность- более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются. Но не редко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для "агрессора".
  3. Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или по субактивному сознанию "было необходимо действовать".
    Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживаниием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то "сорвать зло". Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость.
    Агрессивные действия выступают в качестве:
    • Средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструктивная агрессия).
    • Как способ психической разрядки,замещения,удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности.
    • Как способ удовлетворения потребности в самореализации и самореализации.
  4. Человек не рождается эгоистом или альтруистом,скромным и хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.

Факторы, способствуюшие агрессивности.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из 3-х основных источников:

  1. Семья. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того,сталкивается ли он с проявлениями агрессии у себя дома.
  2. Агрессии также опознаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимушествах агрессивного поведения во время игр.
  3. Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах сверстники,семья,близкие),но и на символических, предлагаемых телевидением.

Стремясь преодолеть психологический барьер между взрослыми и подростками, последние прибегают к агрессивному поведению.

Агрессивный подросток- это прежде всего обычный ребенок, т.к. ему свойственна нормальная наследственность. А черты,качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недороботок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружаюшей его среде.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что и проявляется в соответствующем поведением. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствуюшие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

В состоянии фрустрации подростков с подобной психической организацией ищет выхода внутренниму напряжению.

Важным методом исследования агрессивности выступил опрос. Он позволил получить надежную информацию не только о внутренних возбуждениях детей,но и результатах их деятельности, поведения.

   ©1998-2003 Гимназия №1 webmaster