Байкал не только исключительное явление природы, но еще это озеро-море сыграло огромную роль в историческом прошлом народов Азии. Более 10 веков тому назад по берегам Байкала жили скотоводы железного века, "курумчинские кузнецы" - загадочные курыканы, после которых на Ольхоне и в Прибайкалье остались на перешейках мысов каменные стены, безмолвные свидетели войн и переселений народов.
Погребения "курумчинских кузнецов" на Ольхоне, в могильниках из поставленных на ребро каменных плит, разнообразные раскопки поселений до сих пор дают богатую информацию многочисленным научным исследованиям. Ольхону и Приольхонью принадлежит ключевое положение в развитии контактов между народами, населяющими бассейны Верхней Ангары, Баргузина, Селенги и Ангары. [1]
В таежной полосе от Иртыша до Охотского моря, в том числе по берегам Лены, Ангары и Байкала, расселялись эвенские племена - самые многочисленные в Сибири. Эвенки кочевали в северных районах и по южному берегу Байкала.
В окрестностях нынешнего Иркутска жили конные тунгусы, разводившие лошадей и крупный рогатый скот. Занимались они в основном рыбной ловлей и охотой.
Эвенки жили родами во главе которых стояли даруги и зайсаны. В роду распределяли между семьями охотничьи угодья, и добыча охотника принадлежала ему и его семье, а не всему роду. Вместе с богатыми людьми шаманы руководили родовыми собраниями, считавшимся высшим органом управления. Жили эвенки в чумах, сделанных из палок, обтянутых оленьими или другими шкурами и берестой. Наверху чума оставалось отверстие для дыма. [2]
Следы деятельности первобытных охотников и рыболовов каменного и раннего бронзового веков можно найти в каждой удобной для жизни бухте юго-западного берега в виде узорчатых черепков керамической посуды, разнообразных наконечников стрел из кремня, яшмы и халцедона, изделий и украшений из самоцветов, нефрита и мрамора.
До нашего времени дошли предметы культа, легенды и ритуальные шаманские обряды. [1]
В прошлом народы, живущие по берегам Байкала, именовали озеро по- разному. Китайцы называли его "Бэйхай" - море, а эвенки - "Ламу" - море.
Русское название "Байкал" произошло от бурятского "Байгаал" - большой водоём. При этом лингвистически изменилось характерное для бурят "г" на более привычное русским "к". [3]
Саган–Заба - утёс с редчайшими писаницами! Перед ним неприступной твердыней возвышается Чёрный утёс, контрастирующий с соседним.
На плоском верху гребня множество выступающих известняковых скал. Воронкообразное двадцатиметровое коническое углубление диаметром до 40 метров приковывает внимание. Карстовый провал? Здесь немало ещё работы спелеологам и карстоведам, имеется описание прежде обитаемой пещеры на утёсе, а о воронке ничего не известно.
Спуск в падь Зун - Саган- Заба приводит к его вертикальной стене высотой 6 метров. На ней сказочные изображения людей, диких и домашних животных- олений, птиц, быков, лошадей. Известные науке уже более 100 лет, они всё ещё остаются загадочными: их возраст 2500 лет, но непонятны, не расшифрованы смысл и содержание рисунков. Тем не менее ценность писаниц Саган- Заба непреходяща. [1]
Самая замечательная особенность Байкала - его древность. С какого времени, с какого геологического периода истории Земли ведёт своё летоисчисление Славное море? Учитывая глубокий реликтовый эндемизм фауны озера, большинство исследователей определяют его возраст в 20- 30 млн. лет! Такая продолжительность существования озера может показаться неправдоподобной. Ведь огромное большинство озёр, особенно ледникового и старичного происхождения, живут 10- 15 тысяч лет, затем заполняются осадками и засыхают.
Исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год, как расходятся континенты Северной и Южной Америки.
Байкал- один из самых старых и, видимо, самых надежных долгожителей среди озёр всего света. Зная скорость осадконакопления на его дне - 4,1- 4,5 см в тысячелетие, можно надеяться, что он будет жить ещё несколько миллионов лет. [4]
Человек на Байкале живёт тысячелетия, получая от него всё необходимое для жизни. Всё это время он использовал ресурсы Байкала, не задумываясь о последствиях. Развитие неорганизованного туризма наносит ущерб уникальным памятникам культуры древнего человека. Чтобы жизнь человека по берегам Байкала продолжалась ещё многие века, он должен быть чистым.
Источники:
- В. П. Брянский ."Здравствуй, Байкал !"- " Восточно - Сибирское книжное издательство", 1989 г.
- В. Н. Панов, В. Г. Тюкавкин. "Очерки по истории Иркутской области. "- " Восточно - Сибирское книжное издательство", 1970 г.
- http://www.angara.ru/abi/baikal/nacwin.htm
- http://www-alt.irkutsk.ru/baikal/dif.baikal.html
|