Иркутская область имеет значительный природно-ресурсный потенциал.
Но вопрос рационального использования этих богатств остается главным.
На данном этапе рассматриваются проекты осуществления транспортировки по трубопроводам природных ресурсов,
таких как нефть и газ. Одной из задач нашей деятельности является изучение этих проектов и вынесение заключения
о их пользе и безопасности реализации. При рассмотрении таких проектов необходимо учитывать не только экономическую
выгоду, но и возможный вред, который может быть нанесён экологии.
Одним из возможных является Ковыктинский проект, который включает в себя разработку Ковыктинского
газо-конденсатного месторождения, которого хватит максимум на 30 лет, передачу газа к разделительному
заводу в Саянске, его транспортировку в Ангарск, Иркутск и другие населённые пункты, что открывает большие
перспективы в экономическом развитии для Приангарья.
Во - первых, создание новых рабочих мест для разведки месторождений, строительства и эксплуатации газопровода.
Во - вторых, появляется возможность использования газа как нового вида топлива для ТЭЦ области.
В-третьих, использование собственного, а не привозного газа значительно дешевле.
В - четвёртых, это поможет развитию инфраструктуры в прилегающих к магистрали регионах
В-пятых, плата за аренду земли и другие налоги дадут дополнительные поступления в государственный бюджет.
С экологической точки зрения проект позволит решить такие проблемы как:
переход тепловых электростанций на газовое топливо позволит значительно сократить выброс вредных
веществ в атмосферу, которые с ветрами по ангарской долине попадают в акваторию Байкала.
Тем не менее, чтобы получить эту выгоду, нужно дать полное технико-экономическое
обоснование Ковыктинского
проекта подачи «голубого» топлива для бытового потребления, а также химической и энергетической промышленностей.
Но появляется опасение, что на первый план выйдет выполнение международного проекта – подачи Ковыктинского газа
за рубеж ( в Китай, Южную Корея и Японию). Данный проект газопровода по южному берегу Байкала уже рассматривался
но не прошёл экспертизу, по этому был отложен. Хотя с экономической точки зрения выгода от такого газопровода была
бы немалая:
Во – первых, это привлечет приток инвестиций зарубежных компаний в Россию;
Во – вторых , будет способствовать развитию экономических связей между
странами Азиатско – Тихоокеанского региона.
Нефтяные компании России уже проектировали строительство экспортных трубопроводов
по южному берегу озера, но эти варианты также были отложены.
В настоящее время идёт обсуждение проекта нефтепровода компании «Транснефть», по которому планируется
недалеко от Тайшета сделать разрез нефтепровода, идущего из Западной Сибири, а затем провести трубу в
800 метрах от северного берега Байкала. 24 января государственная экологическая экспертиза дала своё
заключение по технико-экономическому обоснованию проекта, и большинство экспертов постановило, что
проект экологически опасен и недопустим. В дело защиты Байкала в верхах власти включился депутат
Государственной Думы Сергей Колесников. Вот что он рассказал в интервью газете «Время»: - Своё мнение я
уже неоднократно высказывал и также (единственным из депутатов Государственной Думы) выступил на
заключительном заседании комиссии, где обратил внимание на недопустимость проведения трассы в байкальском
водосборе. Здесь высокая сейсмичность, высока вероятность уничтожения флоры и фауны Байкала вследствие
даже незначительно разлива нефти (блокирование поступления кислорода в течение нескольких суток фактически
уничтожит Байкал и превратит его в болото). Я призвал комиссию вернуться к северному варианту нефтепровода,
который должен пройти по Ленскому водосбору, как это рекомендует сибирское отделение РАН И РАМН. Благодаря
нашей работе мнение комиссии изменилось. Поздравляю всех жителей области!
Рассматривая каждый проект по отдельности, мы указывали возможные пользу и ущерб от их реализации.
Но в целом можно сказать, что вырубка просеки , отсыпка и выравнивание трассы трубопровода и
возможные аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации, в том числе утечка нефти и газа,
которая может привести к уничтожению растительного и животного мира – это далеко неполный перечень
реальных последствий .
На данном этапе мы не можем решить имеющиеся проблемы : приблизить
зарегулированный плотиной иркутской гидроэлектростанции сток Байкала к естественному ; перепрофилировать
Байкальский целлюлозно – бумажный комбинат , ограничить загрязнение с участков магистральных железных
дорог . Но можем сознательно создать новые затруднения для существования нашего озера .
Мы считаем, что на территории Байкальского региона, определенной “Федеральным
законом об охране
озера Байкал “, допустима эксплуатация и создание только экологически чистых предприятий, поэтому
выступаем против строительства в водоохраной зоне Байкала магистральных трубопроводов. Перспективное
развитие организованного экологического туризма, и организация небольших предприятий пищевой
промышленности ( йогурты, розлив питьевой воды, упаковка молочных продуктов ), переработка древесины
на матрасы, мебель, шпалы, стройматериалы, сбор и переработка ягод и грибов .
Изучение воздействия на экологию любого проекта, будь то трубопровод или что-то другое, при его рассмотрении
всегда стоит на первом месте, потому что природа – это то , что мы должны беречь и охранять. Многие природные
ресурсы не возобновляются, поэтому после любого неосторожного действия мы можем их потерять раз и навсегда.
Изучение проектов трубопроводов навело нас на мысль о том что прибыль, полученная за 30 лет реализации
Ковыктинского газа или от экспорта нефти в страны Азии, никогда не покроет ущерб, нанесённый загрязнением
Байкала. К сожалению современная экологическая ситуация такова, что 700 млн. китайцев ежедневно употребляют
сильно химически загрязнённую воду, а 70% всех основных водных артерий Китая загрязнены настолько, что для
человека небезопасен даже поверхностный контакт с водой. На примере этой страны можно понять, как важна
пресная вода для жизнедеятельности человека, но как мало её остаётся. Возможно, через несколько лет нам
придётся транспортировать уже не нефть, а чистую воду. Поэтому властным структурам просто необходимо
взвесить все «за» и «против», чтобы вынести правильное решение.
Список использованных ресурсов :
- Пресс-релиз информационного центра «РУСИА Петролеум»
- Интернет:
- Журнал «Эксперт», 5-11 декабря 2005, №46 (492)
- Газета «Время», 31 января 2006 №10, (11746)
- Иркутск и Иркутская область. Атлас под редакцией Шоцкого В.П., -М.,1997 г.
|