ОТЧЕТ ЭКОНОМИСТА

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат
 (http://www.mac.online.ru/mlists/expchronicle/chronicle-weekly/31-Jan-98/3.rhtml)    Иркутская область имеет значительный природно-ресурсный потенциал. Но вопрос рационального использования этих богатств остается главным. На данном этапе рассматриваются проекты осуществления транспортировки по трубопроводам природных ресурсов, таких как нефть и газ. Одной из задач нашей деятельности является изучение этих проектов и вынесение заключения о их пользе и безопасности реализации. При рассмотрении таких проектов необходимо учитывать не только экономическую выгоду, но и возможный вред, который может быть нанесён экологии.

Схема промышленности региона Одним из возможных является Ковыктинский проект, который включает в себя разработку Ковыктинского газо-конденсатного месторождения, которого хватит максимум на 30 лет, передачу газа к разделительному заводу в Саянске, его транспортировку в Ангарск, Иркутск и другие населённые пункты, что открывает большие перспективы в экономическом развитии для Приангарья.
   Во - первых, создание новых рабочих мест для разведки месторождений, строительства и эксплуатации газопровода.
   Во - вторых, появляется возможность использования газа как нового вида топлива для ТЭЦ области.
   В-третьих, использование собственного, а не привозного газа значительно дешевле.
   В - четвёртых, это поможет развитию инфраструктуры в прилегающих к магистрали регионах
   В-пятых, плата за аренду земли и другие налоги дадут дополнительные поступления в государственный бюджет.
   С экологической точки зрения проект позволит решить такие проблемы как: переход тепловых электростанций на газовое топливо позволит значительно сократить выброс вредных веществ в атмосферу, которые с ветрами по ангарской долине попадают в акваторию Байкала.
   Тем не менее, чтобы получить эту выгоду, нужно дать полное технико-экономическое обоснование Ковыктинского проекта подачи «голубого» топлива для бытового потребления, а также химической и энергетической промышленностей. Но появляется опасение, что на первый план выйдет выполнение международного проекта – подачи Ковыктинского газа за рубеж ( в Китай, Южную Корея и Японию). Данный проект газопровода по южному берегу Байкала уже рассматривался но не прошёл экспертизу, по этому был отложен. Хотя с экономической точки зрения выгода от такого газопровода была бы немалая:
   Во – первых, это привлечет приток инвестиций зарубежных компаний в Россию;
   Во – вторых , будет способствовать развитию экономических связей между странами Азиатско – Тихоокеанского региона.
   Нефтяные компании России уже проектировали строительство экспортных трубопроводов по южному берегу озера, но эти варианты также были отложены. В настоящее время идёт обсуждение проекта нефтепровода компании «Транснефть», по которому планируется недалеко от Тайшета сделать разрез нефтепровода, идущего из Западной Сибири, а затем провести трубу в 800 метрах от северного берега Байкала. 24 января государственная экологическая экспертиза дала своё заключение по технико-экономическому обоснованию проекта, и большинство экспертов постановило, что проект экологически опасен и недопустим. В дело защиты Байкала в верхах власти включился депутат Государственной Думы Сергей Колесников. Вот что он рассказал в интервью газете «Время»: - Своё мнение я уже неоднократно высказывал и также (единственным из депутатов Государственной Думы) выступил на заключительном заседании комиссии, где обратил внимание на недопустимость проведения трассы в байкальском водосборе. Здесь высокая сейсмичность, высока вероятность уничтожения флоры и фауны Байкала вследствие даже незначительно разлива нефти (блокирование поступления кислорода в течение нескольких суток фактически уничтожит Байкал и превратит его в болото). Я призвал комиссию вернуться к северному варианту нефтепровода, который должен пройти по Ленскому водосбору, как это рекомендует сибирское отделение РАН И РАМН. Благодаря нашей работе мнение комиссии изменилось. Поздравляю всех жителей области!

Проект трубопровода Ковыктинского месторождения    Рассматривая каждый проект по отдельности, мы указывали возможные пользу и ущерб от их реализации. Но в целом можно сказать, что вырубка просеки , отсыпка и выравнивание трассы трубопровода и возможные аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации, в том числе утечка нефти и газа, которая может привести к уничтожению растительного и животного мира – это далеко неполный перечень реальных последствий .
   На данном этапе мы не можем решить имеющиеся проблемы : приблизить зарегулированный плотиной иркутской гидроэлектростанции сток Байкала к естественному ; перепрофилировать Байкальский целлюлозно – бумажный комбинат , ограничить загрязнение с участков магистральных железных дорог . Но можем сознательно создать новые затруднения для существования нашего озера .
    Мы считаем, что на территории Байкальского региона, определенной “Федеральным законом об охране озера Байкал “, допустима эксплуатация и создание только экологически чистых предприятий, поэтому выступаем против строительства в водоохраной зоне Байкала магистральных трубопроводов. Перспективное развитие организованного экологического туризма, и организация небольших предприятий пищевой промышленности ( йогурты, розлив питьевой воды, упаковка молочных продуктов ), переработка древесины на матрасы, мебель, шпалы, стройматериалы, сбор и переработка ягод и грибов . Изучение воздействия на экологию любого проекта, будь то трубопровод или что-то другое, при его рассмотрении всегда стоит на первом месте, потому что природа – это то , что мы должны беречь и охранять. Многие природные ресурсы не возобновляются, поэтому после любого неосторожного действия мы можем их потерять раз и навсегда. Изучение проектов трубопроводов навело нас на мысль о том что прибыль, полученная за 30 лет реализации Ковыктинского газа или от экспорта нефти в страны Азии, никогда не покроет ущерб, нанесённый загрязнением Байкала. К сожалению современная экологическая ситуация такова, что 700 млн. китайцев ежедневно употребляют сильно химически загрязнённую воду, а 70% всех основных водных артерий Китая загрязнены настолько, что для человека небезопасен даже поверхностный контакт с водой. На примере этой страны можно понять, как важна пресная вода для жизнедеятельности человека, но как мало её остаётся. Возможно, через несколько лет нам придётся транспортировать уже не нефть, а чистую воду. Поэтому властным структурам просто необходимо взвесить все «за» и «против», чтобы вынести правильное решение.

   Список использованных ресурсов :
  1. Пресс-релиз информационного центра «РУСИА Петролеум»
  2. Интернет:
  3. Журнал «Эксперт», 5-11 декабря 2005, №46 (492)
  4. Газета «Время», 31 января 2006 №10, (11746)
  5. Иркутск и Иркутская область. Атлас под редакцией Шоцкого В.П., -М.,1997 г.
   Отчеты


Они всегда с нами:


ГИМНАЗИЯ №1 Г. АНГАРСКА :: 2006 г.г. :: e-mail: gimn1@liceymsk.ru
НАШ САЙТ: www.liceymsk.ru